Уважаемые друзья!
Наш сайт переехал на новый адрес.
Перейдите на ЭТУ ЖЕ СТРАНИЦУ НА НОВОМ САЙТЕ
Там гораздо лучше!
ВАЗ 2110, 2111, 2112
                руководство по ремонту
каталог з/ч      тюнинг
Информация    Двигатель    Трансмиссия    Ходовая    Рулевое    Тормоза    Кузов    Электрика    Схемы
 

Общая информация
Тех. характеристики
Десятое семейство ВАЗ
Двигатель
Как часто менять зубчатый ремень ?
Замена охлаждающей жидкости
Как мыть двигатель
Холодный пуск двигателя
Вождение переднеприводного автомобиля
Эксплуатация в зимнее время
Трансмиссия
Ходовая
Рулевое управление
Что такое ШРУС
О выборе ШРУСов
Тормоза
Эл.оборудование
Рабочие жидкости и ГСМ
Моменты затяжки
Данные для различных настроек
Объёмы рабочих жидкостей и ГСМ
Лампочки используемые
Балансировка колёс
Шипованные шины
Боковой порез шины
Что заливаем в радиатор?
Как уменьшить расход топлива
О моторном масле
ВАЗ-2110 во Франции
Здравствуй "десятка"
Та самая "Десятка"
ВАЗ 2112 самая шустрая Lada
Сравнение ВАЗ 2110 и 2109
Балансировка колёс
Об автомаслах
Об автосвечах
Если запотевают стёкла
Проблемы впрыска
Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка
Нестандартный маршрутник
Кислородные датчики и лямбда-зонды
Газовые амортизаторы
Как купить хороший ВАЗ
О тюнинге глушителя
Доработанный ВАЗ 2110
О радиопоисковой системе угнанных автомобилей
Транспондерный иммобилайзер
Поговорим о сцеплениях
ВАЗ-2110 - скоро ли старт?
Витамины для автомобиля

Автомобильные свечи


По традиции, идущей от зари автомобилизма, у водителей бытует особое, отдающее мистикой, отношение к свечам зажигания Согласитесь, ни о каких других деталях не ходит столько шоферских легенд и баек. В наше время новую почву для этого можно усмотреть и во множестве фирм-изготовителей, и в том, что их изделия заметно отличаются по цвету и оформлению: одни черненькие, другие блестящие, не говоря уж об упаковке. Так что по-прежнему многие автомобилисты заняты наивными и беспочвенными поисками «особых» свечей, прибавляющих мощность и экономящих топливо. Надежность и безотказность — вот главное, что требуется сегодня от свечи. Задача эта отнюдь не проста, и туг действительно есть о чем поговорить

ЗАЧЕМ ИХ ЗАМЕНЯТЬ?

Прежде чем искать свечи лучше тех. что поставили на заводе, подумайте: а чем, собственно. не устраивают вас штатные? Барахлят из-за того, что увлажняются при пуске, или быстро покрываются нагаром, или еще что-то в этом роде? Так это недостатки не свечей, а двигателя, либо водителя, который неумело им командует. Если бы свечи были неизвестного происхождения — тогда, конечно. можно побеспокоиться, а коль свечи штатные, это значит, что их конструкция подобрана заводскими специалистами, которым надо верить.

Иное дело когда вас донимают не все свечи сразу, а какая-то одна, от силы две. причем независимо оттого, в какие цилиндры их ввернуть. Такие свечи, разумеется, надо заменять (желательно на аналогичные, той же модели). Наличие в комплекте некачественных изделий — факт. увы. весьма заурядный. Собственно, в том и заключается главное отличие хороших фирм от плохих, что у первых жестко обеспечивается стабильность качества продукции, а потребитель гарантирован от всяких фокусов. Отсюда и их слава.

Но совсем другое дело, когда ваш комплект уже не молод и поработал долго. Тут возможны любые сюрпризы, и винить в них некого. Германская фирма Bosch — признанный лидер свечного производства — полагает. что современная свеча рассчитана на 20 миллионов искр, что приблизительно соответствует пробегу 15 тысяч километров. В этот период она абсолютно надежна (если, конечно, сделана без огрехов, а мотор исправен). а вот дальше появляется определенный риск отказов: может сказаться, образно говоря. утомление материала. Поэтому через 15 тысяч километров свечи предписывают заменять (фирмы дорожат своим реноме), хотя внешне они в полном порядке, даже выгорания электродов практически нет. Нам такое непривычно, но, видимо, следует привыкать. Во всяком случае, неразумно устанавливать рекорды долгожительства свечей: «шуточки» мотора в пути могут обернуться изрядными неприятностями и хлопотами.


КОГДА ЕСТЬ ВЫБОР

Если пришла пора заменять свечи, самое простое — не мудрствовать лукаво и купить такие же, какие стояли «от рождения». Но опытному автомобилисту не возбраняется подумать о возможных улучшениях, главным образом — об улучшении самоочистки свечей от нагара. Определенные возможности для этого есть.

Если в вашем моторе стоят свечи, у которых рабочая часть изолятора не выступает наружу из металлического корпуса (например, отечественные А23, А20Д, А14Д. словом, те, у которых в маркировке нет буквы В), то можно приобрести зарубежные аналоги, у которых такое выступание есть (а таких среди обычных товарных моделей — подавляющее большинство). На открытом изоляторе нагар выгорает активнее, хотя, конечно, сам изолятор находится в более трудных температурных условиях. Но беспокоиться о нем не надо: выбирая то или иное конструктивное исполнение. фирма безусловно обеспечивает живучесть изделия.

Возможно и другое. Как известно, цифры в маркировке свечи представляют собой так называемое калильное число. Если оно большое (имеется в виду отечественная система индексации), то свеча предназначена для высокой рабочей температуры (в обиходе ее называют «холодной»); в менее напряженном моторе она плохо очищается, покрывается нагаром. С другой стороны, «горячая» свеча (с небольшим калильным числом) внапряжешюм моторе раскаляется и нарушает нормальный процесс горения, что опасно для деталей цилиндро-поршневой группы. Но все это общие закономерности, а при здравом подходе и в небольших пределах с калильным числом можно «поиграть». Вот всего один конкретный пример. Предположим, на своей Волге, которая работает на бензине А-92, вы ездите не быстро и на короткие расстояния, а во время остановок двигатель остывает. Штатные свечи А17В при такой езде неизбежно «коптятся». Если же вместо них использовать свечи А14В (от тех же Волг, но работающих на А-76). то самоочистка станет нормальной, а перегрева электродов при такой эксплуатации можно не опасаться.

Сказанное выше, без сомнения, может принести пользу, однако универсальный путь к уменьшению нагара — применять усовершенствованные свечи с биметаллическим центральным электродом. Суть в следующем. Обычный электрод — это штырек из хромоникелевой стали. Но если из нее сделать лишь тонкую оболочку, а начинку из меди, то теплопроводность электрода станет существенно выше. Преимущества очевидны: саму свечу можно выполнить несколько «погорячее» (соответственно будет лучше очистка от нагара), а по стойкости к перегреву она будет достаточно «холодной», поскольку отвод тепла от центрального электрода весьма интенсивен. Иными словами, у таких свечей расширен диапазон приемлемых рабочих температур, поэтому их называют широкодиапазонными или термоэластичными.

Вроде бы простенько — сделать электрод биметаллическим. Но в действительности это серьезная технологическая задача. У нас таких свечей в массовом производстве пока нет. хотя за рубежом они. пожалуй, уже преобладают. Отличить их нетрудно: на этикетке присутствует обозначение Си или слово cuprum (т. е. медь) в разных сочетаниях, либо же прилагательное thermoelaslic. В технической маркировке свечи этот факт тоже отражается. но у каждого изготовителя по-своему. и перечислить все используемые приемы индексации просто невозможно. Что же касается фирм, сведения по которым даны в приведенной здесь таблице, то они обозначают присутствие биметаллического центрального электрода следующим образом: Bosch и Champion — буквой С в конце маркировки. Веги — буквой U. NGK — буквой S. Вторая буква С у фирмы Champion означает, что биметаллическим сделан и боковой электрод; это. кстати, пока единственный изготовитель. поступающий таким образом. Надо полагать. что присутствие меди в боковом электроде тоже несколько повышает термоэластичность свечи.

ЧТО НАДО ИМЕТЬ В ВИДУ

О популярности марки Bosch говорить не приходится. Многие действуют по принципу: завелись деньги — покупай свечи Bosch. Между тем и у этой фирмы бывают решения, целесообразность которых не подтверждается практикой (не техническая, нет. таких ошибок здесь не делают, а экономическая). Так. несколько лет назад появились модели с платиновым центральным электродом (в таблице их маркировка оканчивается буквой Р). цель которых — увеличить стойкость свечей в особо форсированных моторах, но главное — повысить их долговечность в двигателях обычного типа. Платину постарались расходовать минимально (электрод выполнен из тоненькой проволочки), но цена изделия все равно увеличилась в четыре раза (восемь долларов вместо двух). Долговечность, конечно, тоже возросла, но лишь в два раза против обычных свечей (кстати, в этом плане изделия с хромоникелевым и биметаллическим электродами равноценны), а потому коммерческого успеха не получилось. Сейчас крупномасштабный выпуск «платиновых» свечей прекращен.

Здесь пора сказать о следующем. Сколько бы ни говорили мы об электродах, все же основа свечи — керамический изолятор. Качество керамики определяет общий технический уровень изделия, а его стабильность в условиях массового производства — надежность свечей в эксплуатации. Не следует переоценивать весьма важный, но в конце концов не решающий фактор конструкции электродов: в условиях обычной, нормальной езды и при исправном двигателе можно до упора «выработать» комплект свечей и не узнать. не задуматься о том. каковы у него электроды. А вот любые недостатки и дефекты керамики непременно вылезут наружу — либо неожиданным отказам свечи, либо, что еще хуже, малозаметными погрешностями искрообразоваиия. которые увеличивают расход топлива на 15—20 % (это проверено практикой).

В отечественном производстве свечей положение с керамикой своеобразное, двойственное. По составу, по рецептуре, по наличию хорошего сырья наша керамика, как говорится, на уровне мировых стандартов. А вот по стабильности производстства. по проскакиванию дефектов в готовых изоляторах картина далеко не такая отрадная. Короче, нарваться на бракованную свечу можно. Отсюда и огульное охаиванье автомобилистами отечественных изделий, хотя, если быть точными, ситуация такая: попалась плохая свеча (что. объективно говоря, бывает не так уж часто) — скверно, не попалась— все нормально, у вас очень неплохие по характеристикам свечи, при этом намного дешевле импортных. Вот и думайте, что лучше.

Впрочем, сказанное относится к свечам, производимым заводами автомобильной отрасли. Их несколько, но керамику для всех делают в одном месте — на ведущем предприятии в г. Энгельсе. Там же выпускают и более половины отечественных свечей зажигания. Собственно, гак было до самого последнего времени, а вот сейчас ситуация на глазах меняется: в дело включаются бывшие военные заводы. Конверсия открыла нам многое. В частности, выяснилось, что в недрах оборонки существует около десятка керамических производств, при этом продукция их почти одинакова, практически не уступает исконной автомобильной и вполне пригодна для изготовления свечей. Что, разумеется. и начато (или готовится) сразу во многих местах. Так что ныне география нашего свечного производства резко расширяется. К сожалению, данную статью не удалось проиллюстрировать таблицей товарных знаков и адресов всех действующих предприятий, — задача оказалась довольно сложной. В следующем номере АР мы непременно предоставим нашим читателям эту информацию. Пока же «для опознания» отметим характерную особенность «военной)» ке- рамики: присутствие в ее составе марганца предопределяет своеобразный цвет изоляторов — от розового до сиреневого (в отличие от привычного белого). Что же касается качества и его стабильности, то как говорится, посмотрим. Сведениями, получаемыми от специалистов. мы будем оперативно делиться с читателями

И вот о чем еще следует упомянуть. Нам привычны свечи, очень близкие по конструкции: шестигранник под ключ 21 мм. резьба Ml4x1.25, длина резьбы 19 или 12 мм. За рубежом же существует великое множество конструктивных вариантов; только Bosch делает около четырехсот моделей и разновидностей. Ныне это обстоятельство стало трогать и нас. Скажем, на многих автомобилях американского происхождения стоят свечи не с прокладкой, а с уплотняющим конусом. — где такие возьмешь? И подобных примеров много — машины-то у нас теперь самые разнообразные. Коммерсанты же завозят в страну свечи наиболее употребительные, ведь с широкой номенклатурой можно и прогореть. Выход, однако, есть. В Москве на базе отдела свечей и опытного завода НИИ Автоэлектроника создано и действует арендное предприятие Автоэлектрокерамика. Там по заказу организаций и частных лиц могут сделать любые свечи, причем по качеству (все-таки опытный завод) они будут не хуже фирменных, а но цене — намного дешевле. Постоянными клиентами уже стали автогонщики — им всегда нужно что-то особенное. Кстати, там же можно приобрести свечи обычной конструкции, но широкодиапазонные (раза в три дешевле импортных), или. скажем, с гарантированной надежностью — проверенные рентгеном и другими научными способами.

СВЕЧИ ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

ПРИМЕНЯЕМОСТЬ

МОДЕЛЬ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СВЕЧИ

ЗАРУБЕЖНЫЕ АНАЛОГИ ВЕДУЩИХ ФИРМ

Bosch Германия

Champion США

веги Германия

NGK Япония

Автомобили ЗАЗ и ЛуАЗ с двигателями воздушного охлаждения МсМЗ-966 и МеМЗ-968

А23

W5AC. W5AP

L82C L66

14-5AU

87HZ

Автомобили АЗЛК и ИЖ с двигателями мод 412. работающими иа бензине А-92

А20Д

W60C. W60P

N7YC.N7GY

14-60U

8P7ES

все модели Жигулей, ВАЗ-2121 Нив*. ЗАЗ-1102 Таврия, а также дефорсированные двигатели мод. 412 (бензин А-76)

А17Д8

W7DC. W70P

N9YCC

14-70U

8P6ES

ВАЗ-2108. 8АЗ-2109 и их модификации, ВАЗ-1111 Ока

А17Д8Р

WR70C. WR7D^

RN9YCC

14R-7DU

8PR6ES

ГАЗ-24 Волга (бензин А-92)

А178

W78C. W78P

L87YCC

14-780

8P6HS

ГАЗ-24 волге (бензин А-76)

А14в

W88C. W88P

L92YCC

14-88

8P5HS

ГАЗ-3102 Волга

А14Д

W8CC. W8CP

N5C N56

14-8С

85ES

ГАЗ-21 Волга, Москвич-408. иные модели с их двигателями

АПА11Н

W9AC. W10AC

L90.L88

14-9А. 14-1OA

B4HB4L

В заключение несколько слов о вопросе, который иной раз служит поводом для гаражных дискуссий. Свечи А17ДВ и А17ДВР (равно как и их зарубежные аналоги) полностью взаимозаменяемы, поскольку отличаются только формой изолятора и наличием или отсутствием резистора в центральном электроде. Разница лишь в уровне радиопомех. мешающих работе собственного приемника (чужой реагирует только в случае, когда две машины стоят совсем рядом). Кстати сказать, применение свечей А17ДВР на Жигулях делает ненужным резистор, который стоит в роторе распределителя.

А. МОИСЕЕВИЧ