Уважаемые друзья!
Наш сайт переехал на новый адрес.
Перейдите на ЭТУ ЖЕ СТРАНИЦУ НА НОВОМ САЙТЕ
Там гораздо лучше!
ВАЗ 2110, 2111, 2112
                руководство по ремонту
каталог з/ч      тюнинг
Информация    Двигатель    Трансмиссия    Ходовая    Рулевое    Тормоза    Кузов    Электрика    Схемы
 

Общая информация
Тех. характеристики
Десятое семейство ВАЗ
Двигатель
Как часто менять зубчатый ремень ?
Замена охлаждающей жидкости
Как мыть двигатель
Холодный пуск двигателя
Вождение переднеприводного автомобиля
Эксплуатация в зимнее время
Трансмиссия
Ходовая
Рулевое управление
Что такое ШРУС
О выборе ШРУСов
Тормоза
Эл.оборудование
Рабочие жидкости и ГСМ
Моменты затяжки
Данные для различных настроек
Объёмы рабочих жидкостей и ГСМ
Лампочки используемые
Балансировка колёс
Шипованные шины
Боковой порез шины
Что заливаем в радиатор?
Как уменьшить расход топлива
О моторном масле
ВАЗ-2110 во Франции
Здравствуй "десятка"
Та самая "Десятка"
ВАЗ 2112 самая шустрая Lada
Сравнение ВАЗ 2110 и 2109
Балансировка колёс
Об автомаслах
Об автосвечах
Если запотевают стёкла
Проблемы впрыска
Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка
Нестандартный маршрутник
Кислородные датчики и лямбда-зонды
Газовые амортизаторы
Как купить хороший ВАЗ
О тюнинге глушителя
Доработанный ВАЗ 2110
О радиопоисковой системе угнанных автомобилей
Транспондерный иммобилайзер
Поговорим о сцеплениях
ВАЗ-2110 - скоро ли старт?
Витамины для автомобиля

По страницам старых изданий         

Первый обзор десятого семейства ВАЗ (2110)


Роды были долгими и тяжелыми, причем даже сегодня нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, что они успешно разрешились. Но факт налицо: «засвеченная» на одной из выставок еще в 1993 году «десятка» вполне готова к началу производства, и до конца этого года, даст Бог, с конвейера сойдут первые сотни машин. Сейчас же одна из важнейших задач — «раскрутить» смежников, обеспечить регулярные поставки комплектующих. Потому-то на ВАЗе решили устроить «агитпробег» по предприятиям-смежникам с участием двух только что прошедших приемочные испытания новых автомобилей —седана ВАЗ-2110 и универсала ВАЗ2111. А накануне старта оба автомобиля были переданы на тест экспертам Авторевю, которые побывали в Тольятти...

Представляем участников

Итак, ВАЗ-2110 — это четырехдверный, переднеприводный седан, на котором в нашем случае стоял 1,5-литровый карбюраторный мотор ВАЗ-21083. «Десятка»-седан — это основа, база для всего семейства тольяттинских автомобилей нового поколения.

ВАЗ-2111 — это пятидверный универсал, с тем же мотором, но оснащенным не карбюратором, а системой впрыска топлива.

Обе машины изготовлены на экспериментальном производстве по так называемой обходной технологии, а потому мы не будем заострять внимание на неаккуратных стыках, качестве окраски или откровенно «макетных» решениях некоторых деталей интерьера, поскольку к началу серийного производства все это, надо думать, обретет надлежащий вид. Но поговорить о главном, о том, что же это получилась за машина, мы уже можем смело. А сравнивать многие вещи будем с хорошо знакомыми машинами семейства 2108.

В чем главные конструктивные отличия ВАЗ-2110 от машин предыдущего поколения?

Автомобиль стал длиннее, выше и шире, увеличились его колея и база. Прибавил он и в весе. В этом смысле «десятка» стала солидней, поднявшись в табели о рангах на полступеньки выше. Все это потребовало внести изменения и в «ходовую часть», хотя основные решения остались теми же, что и на «восьмерке».

Были изменены характеристики амортизаторов, а верхние опоры амортизаторных стоек стали более энергоемкими. Увеличился в диаметре и стал более жестким стабилизатор поперечной устойчивости. Рулевой механизм доработан с целью снижения стабилизирующих усилий, причем привод «шестерня—рейка» известной фирмы ZF, который планируется устанавливать в дальнейшем, обеспечит переменное передаточное отношение. В перспективе, кстати, планируется комплектация сервоусилителем этой же фирмы. Силовой агрегат устанавливается теперь не на «резинках», а на современных гидроопорах, что резко снизило передачу вибраций от двигателя. В тормозной системе применен новый вакуумный усилитель с измененными характеристиками, а передние диски стали вентилируемыми. Коробка передач, помимо замены некоторых подшипников, конструктивной доработки валов и системы смазки, обрела механизм блокировки задней передачи, а еще — щуп уровня масла. Гамма грядущих более мощных моторов потребовала другого сцепления, и диаметр ведомого диска теперь 200 мм вместо 180 мм.

Это, повторим, лишь вкратце.

Смотрины

Автомобиль получился каким-то тяжелым и неярким. Облако в штанах, а точнее — на колесиках. При этом, если оценивать его «поэлементно», то все, как говорится, на уровне: зализанные поверхности, окрашенные в цвет кузова мощные бамперы, симпатичная, хотя, быть может, излишне пухленькая «попка». Но воедино все это почему-то не складывается... С какой стороны ни глянешь, не покидает ощущение, что это — закамуфлированный от шпионов-конкурентов прототип, который вот-вот скинет все лишнее и уж тогда заиграет во всей красе.


Сейчас остается только гадать, какое прозвище наши острословы присвоят «десятке». Ясно лишь, что закрепившаяся за «восьмеркой» кличка «зубило» здесь не пройдет...

Теперь заглянем в багажные отделения.

Багажник седана большим не назовешь, невзирая на визуальную массивность задней части. Радует низкая, по кромку бампера погрузочная высота. Примерно посередине багажник ощутимо «зажат» элементами крепления задней подвески, а вот его длина — хорошая. Но не понравились размеры и форма проема, освобождаемого поднятой крышкой. Во-первых, сверху нависает «овал» заднего стекла, здорово уменьшая проем, а во-вторых, угол откидывания крышки багажника явно мал, что заставляет очень осторожно нагибаться, чтобы пробраться в его недра. Иначе возможен неприятный «лобовой» контакт.

От характерного «зубильного» оскала не осталось и следа

Лобовое стекло «десятки» вклеивается, то есть устанавливается без традиционного уплотнителя

На поводке стеклоочистителя появился аэродинамический прижим

Багажное отделение ВАЗ-2111 имеет широкий проем и низкую погрузочную высоту

Лючок в спинке заднего сиденья седана поможет перевезти длинномерные предметы

В цветовом решении интерьера ВАЗ-2111 доминируют серые оттенки

Заднее сиденье универсала может складываться в отношении 1:3

Запаска по-прежнему находится в напольной нише, но теперь по сторонам от нее появились два емких кармана для инструмента и прочих мелочей. Приятно.

Универсал, естественно, в «грузовом» смысле удобнее. Пятая дверь теперь может открываться нажатием кнопки из салона, но нужно убедиться, что сзади машины никого нет, поскольку эта дверь может ударить: газовые упоры откидывают ее слишком резко.

Открываемый проем — большой и удобный. А если еще сложить заднее сиденье (кстати, теперь его можно складывать целиком, либо одну его треть, либо две трети), то никаких сомнений в высокой функциональности универсала не останется.

Внутри

Наружная рукоятка двери стала лучше. Исчез «восьмерочный» (а точнее, «фольксвагеновский») язычок, и теперь дверь отпирается обычным перемещением ручки вверх. Дверной проем удобен по ширине, но ограничен по высоте. Нельзя сказать, что это мешает, хотя отсутствие запаса заметно. Но сама дверь уже вызвала нарекания. В первую очередь — из-за острого верхнего края. Для людей среднего роста он не опасен, а вот те, что повыше, могут на него напороться. Кроме того, ограничен угол открывания двери, и она имеет лишь одно промежуточное фиксированное положение.

Приятно то, что порог, который на «восьмерке» вечно грязный, теперь защищен и всегда остается чистым. Это особенно важно, поскольку при посадке и высадке по-прежнему почти неизбежно задеваешь брюками за порог.

Оказавшись на рабочем месте водителя, сразу отмечаем приятно преобразившийся интерьер. Кругом — черные и серые цвета. Дешевые формованные пластмассы уступили место «мягким» изделиям, напоминающим те, что применяются на зад не приводных вазовских машинах. Все стало как-то уютней — тканевая обивка сидений, ворсистый потолок... А формованной сохранена лишь обивка дверей, но и она преобразилась в лучшую сторону.

Приятные мелочи: ремни безопасности регулируются по высоте, есть и электростеклоподъемники

Заметно удобнее стало водительское сиденье. И подушка, и спинка раздались вширь и стали лучше распределять нагрузку. Исчез мешающий водителям «восьмерок» валик в поясничной области. Единственное, что оставляет желать лучшего — это боковая поддержка. Ее присутствие обозначено лишь слегка, и потому не вызывает никакого желания подвергать свое тело даже небольшим боковым нагрузкам.

Регулировок по-прежнему две, и они по-прежнему механические. Рукоятку, с помощью которой изменяется наклон спинки, вновь упрятали в узкую «прощелину», и потому пользоваться ею неудобно. Диапазон продольной регулировки хоть и не впечатляет, но вполне достаточен для водителей ростом 180—190 см, а у людей повыше могут возникнуть проблемы.

Встало «на место» рулевое колесо, обеспечив более удобную посадку водителя и лучшую досягаемость органов управления. Сам руль — очень удобного диаметра и сечения, причем теперь его положение изменяется по высоте, а диапазон этой регулировки с запасом перекрывает все мыслимые требования.

Рычаг переключения передач удлинился, что, вероятно, продиктовано желанием снизить усилия при переключении передач.

Слегка изменился алгоритм включения заднего хода: теперь сначала нужно нажать рычаг вниз, а затем — уже как в «восьмерке» — побольше влево и вперед.

Сам по себе педальный узел, похоже, не претерпел серьезных изменений, но вот его расположение... В угоду компоновочным решениям он сильно смещен вправо относительно сиденья и рулевого колеса. Настолько сильно, что возникает желание усесться боком. Это досадно, особенно на фоне того, что в новой машине учтено большинство претензий к «восьмерке».-

Компоновка комбинации приборов выгодно отличается от предыдущего семейства

На центральной консоли появился блок индикаторов бортовой системы контроля

Заметно преобразилась и комбинация приборов. Наконец-то основные приборы — спидометр и тахометр — заняли подобающее место в центре, а указатели разместились по краям. И хотя графическое исполнение всех элементов не назовешь безупречным (например, неважно «читается» блок контрольных ламп), пользоваться информацией стало гораздо удобнее. Немалая заслуга в этом и отрицательно наклоненного прикрывающего комбинацию стекла — оно наконец-то перестанет собирать пыль и его практически не видно.

На «окраинах» щитка приборов расположились выключатели головного освещения (слева) и обогрева заднего стекла и «противотуманок» (справа). Все достаточно удобно, но вот правые тумблеры управляются легким нажатием, а левый, двухпозиционный, нужно «перещелкивать» в направлении от себя. Эта манипуляция требует, вопервых, снятия руки с рулевого колеса, а во-вторых, не обеспечена должной четкостью, уж не говоря о разных алгоритмах манипулирования левыми и правыми выключателями.

Отопление и вентиляция логично управляются двумя вращающимися рукоятками, Но это не все. Теперь появился автоматически^ режим отопителя. Вы выставляете одной рукояткой желаемую температуру (есть шкала в градусах Цельсия), а другую (она управляет режимом работы вентилятора) устанавливаете в положение «А», то бишь «автомат», и теперь система, получая информацию от датчика в салоне, сама поддерживает заданную температуру. Все это, естественно, относится только к отопителю и ни коим образом не заменяет кондиционер.

В «бороде», чуть ниже рукояток системы отопления, появилось еще одно новшество: бортовая система контроля. В ее функции входит напоминание о незакрытых дверях, непристегнутых ремнях безопасности, а еще — контроль уровней жидкостей в системах смазки, охлаждения, тормозов и бачке омывателя. Все это подкреплено весьма внятными символами, а в случае возникновения проблем водитель слышит мелодичный перезвон.

А еще «десяточка» порадовала наличием центральной блокировки замков и электроприводом стеклоподъемников на передних дверях. Работают подъемники неплохо, но управляющие ими кнопочки расположены между передними сиденьями, и чтобы ими воспользоваться, надо изрядно поискать их взглядом, да и потом, уже зная их расположение, все же с трудом находить наощупь. Почему их не разместили в обивке дверей? Скорей всего из-за боязни прокладывать в дверь толстый пучок проводов. Но ведь к электромотору привода стеклоподъемника провода все же проложили?..

И еще одна досадная мелочь. В самом нижнем, открытом состоянии краешек переднего бокового стекла остается торчащим наружу.

Перейдем теперь на заднее сиденье.

Но машина повела себя не не очень-то гостеприимно. При попытке входа упираешься в острый верхний угол двери, направленный прямо в грудь. Затем, «обтекая» его, чиркаешь головой о верхнюю кромку проема двери — его высота явно мала. Но, усевшись, можно расслабиться: места, по сравнению с «девяткой», здесь прибавилось, и этот выигрыш очевиден. Колени лишь слегка касаются даже полностью отодвинутого назад переднего «стула»! Однако места над головой — едва-едва, а сильно «заваленная» боковая стойка и узкая крыша не вызывают особого желания сидеть по краям — мал зазор в зоне головы. А затем, во время езды, нам показалось, что спинка заднего сиденья расположена слишком вертикально. В то же время очень понравилась удобно подштампованная для двоих пассажиров подушка.

В движении

Работающий на холостых оборотах двигатель вызвал приятное удивление: напрочь исчезли так раздражающие владельцев «восьмерок» вибрации. В салоне очень тихо!

Настроение поднялось — и мы отправляемся в путь.

Разгонная динамика «десятки» с карбюраторным мотором 21083, естественно, мало чем отличается от «девятки». Пожалуй, упростилось трогание с места, да еще «настроенный специалистами» (так нам сказали) двигатель практически лишился обычно свойственных ему небольших «затыков» и «провалов». В остальном все схоже — неплохой крутящий момент, уверенная раскрутка, все удобно и надежно. К сожалению, осталась заметная «ступенька» между первой и второй передачей (коробка-то по передаточным числам осталась прежней). В результате автомобиль легко, даже с пробуксовкой срывается с места, но если первую передачу «недокрутить» до 4000—5000 об/мин, то вторая вступает в действие не слишком активно.

ВАЗ-2111, на котором установлен тот же мотор, но с впрыском ведет себя побойчее. В его характеристиках наметилась приятная эластичность, позволяющая раньше переходить на высшие передачи. Универсал уверенно движется и плавно разгоняется на пятой передаче уже с 50 км/ч. Его двигатель и раскручивается веселее, что позволяет уверенно завершить напряженный обгон или «выиграть» старт со светофора. В целом, разгонные характеристики обеих машин неплохи, но все же без резервов мощности.

Теперь — о манипуляциях рычагом коробки передач. Особого снижения усилий мы не почувствовали, а вот четкость переключений и избирательность заметно ухудшились. Рычаг стал слишком «ватным», и потому без особой необходимости пользоваться им неохота. Думается, здесь нужна серьезная модернизация.

Тормоза

Все стало лучше! Новая характеристика сервоусилителя позволяет надежнее и точнее управлять замедлением. Тормозная педаль стала менее жесткой и при этом обрела хорошую обратную связь, то есть, с одной стороны, заметно снизились усилия, а с другой — лучше контролируется сам процесс замедления.

Отлично проявили себя и передние вентилируемые диски: в предельных режимах явно улучшилась эффективность тормозов, они стали терпимее к перегреву.

Управляемость

Здесь — разительные отличия по сравнению с острыми, почти спортивными реакциями на управляющие действия «восьмерок». В поведении «десятки» появилась этакая вальяжность, что особенно удобно в дальних путешествиях. Теперь не надо напряженно блюсти траекторию на высоких скоростях движения, автомобиль как бы сам поддерживает заданное направление, но все же вовремя напоминает водителю о необходимости воспользоваться рулем.

Сначала на «десятке» будет устанавливаться двигатель ВАЗ-21083

Тот же двигатель, но без карбюратора, а с системой впрыска топлива

Иное дело — на извилистой горной дороге. В этих условиях «ленивость» реакций и необходимость больше, чем хотелось бы, поворачивать руль сначала раздражают, а потом начинают утомлять. Накладывается на это и солидная недостаточная поворачиваемость, требующая от водителя заметной «перекрутки» руля на входе в поворот.

Насколько это неудобно? Нам показалось, что для универсала подобные реакции вполне приемлемы, а вот седан должен бы быть «поострее». Может быть, не в такой мере, как ВАЗ2108, а где-то посередке.

Вот что очень важно и очень приятно: рули новых машин стали совершенно невосприимчивы к дорожным неровностям. Вспомните «восьмерку». Там на «баранке» чувствуется каждый камешек, каждый шовчик, а здесь — буквально ничего, все «гаснет» на пути к рукам водителя! И это еще не все. Заметно снизились стабилизирующие моменты на рулевом колесе, и даже при интенсивном разгоне в повороте руль теперь не вырывается из рук, но при этом на нем сохранилось хорошее и информативное реактивное усилие.

Если сравнить между собой ВАЗ-2110 и ВАЗ-2111 в предельных режимах, то получится такая картина. Универсал явно более валкий и кренистый, нежели седан. Особенно это заметно при коррекции возникающего при сбросе газа заноса. Там, где седан лишь слегка «проваливается» в занос и быстро стабилизируется, универсал еще долго «плывет» в заносе, с большим запаздыванием реагируя на корректирующие действия. Заметна и боковая раскачка кузова, возникающая при попадании в повороте на неровности дороги. Зачастую это приводит к вывешиванию и пробуксовке внутреннего, по отношению к повороту, ведущего колеса, что, естественно, увеличивает степень недостаточной поворачиваемости.-

1. Плавность хода

2. Шумовиброизоляция

3. Тормоза

1. Дизайн

2. Компоновка педального узла

3. Работа механизма переключения передач


По сравнению с седаном 2110, универсал 2111 в предельных режимах отличается большей валкостью и более долгим «зависанием» в заносе

И все же в целом все очень и очень неплохо, хотя, на наш взгляд, «десятке» не помешали бы определенные доводочные работы по управляемости, ибо ее современные зарубежные аналоги заметно точнее в своих реакциях на управление.

Плавность хода

В этом смысле работа подвески нас просто покорила! Автомобиль «проглатывает» большинство неровностей и лишь легким покачиванием кузова напоминает об их существовании. Особенно хорош универсал — ну прямо как большой «американец», только с русской надежностью по части «пробоев» в глубоких ямах. Единственное к нему замечание состоит в том, что при высоких скоростях (130—150 км/ч) на пологих волнах возникает чрезмерная по амплитуде раскачка кузова, постепенно утомляющая водителя. ВАЗ-2110 пожестче, он чуть менее комфортен, но и меньше укачивает.

Приятно и то, что все очень хорошо как на передних, так и на задних сиденьях. Мы не раз вздрагивали перед солидными волнами-трамплинами, готовясь достать головой потолок, ан-нет — подвески прекрасно «проглатывали» такие сюрпризы.

Шумы, вибрации

И здесь все на высоте. Двигатель почти не слышен на холостых оборотах. Его характерный «тенорок» начинает прослушиваться лишь с 3000—3500 об/мин. Далее шум, конечно, возрастает, но даже на максимальных оборотах не давит на уши.

Плюс к тому — практически полное отсутствие дребезжания и скрипов панелей, коими славятся нынешние «восьмерки» и машины на их базе.

Уменьшились и вибрации, особенно идущие от дороги. Подвеска и здесь сделала свое дело.

Итак, теперь лишь посвистывание ветра да легкий шелест и гул шин присутствуют в салоне машин на высоких скоростях. Молодцы!

Обзорность

Здесь, увы, не все ладно. У «десятки» заметно «потяжелели» передние стойки, что не лучшим образом сказалось на передней обзорности, особенно это заметно в поворотах. Задняя обзорность заметно хуже у универсала: мощные задние стойки кузова здорово «срезают» видимость, и при движении задним ходом больше приходится пользоваться наружными зеркалами.

Седан выручают удачно «врезанные» за задними дверями окошечки, позволяющие гораздо надежнее контролировать габариты машины.

Что в итоге?

Насколько получился новый автомобиль? Вопрос не простой.

На наш взгляд, и ездовые свойства, и внешняя оболочка порождают некоторый диссонанс, а ведь современная машина должна восприниматься не по частям, а вся целиком. «Десятка», имея удобную разгонную динамику, хорошие тормоза, плавность хода, шумо- и виброизоляцию, несколько бесхарактерна в управляемости и внешних данных и имеет ряд «проколов» по части эргономики. Так что наши прогнозы будут не очень оптимистичны. Безусловно, на отечественном рынке эти машины найдут свою нишу, хотя бы потому, что они новые, а это само по себе вызывает интерес. Во всяком случае, мы в Авторевю решили при первой же возможности приобрести машину, если, конечно, цены не окажутся запредельными.

А вот то, что «десятки» покорят избалованного зарубежного покупателя, вызывает сомнения. Впрочем, и иностранцы охочи до новинок, и на этом фронте особенно важной будет ценовая политика. Но нам на сей счет пока ничего неизвестно.

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ К. СОРОКИН