Уважаемые друзья!
Наш сайт переехал на новый адрес.
Перейдите на ЭТУ ЖЕ СТРАНИЦУ НА НОВОМ САЙТЕ
Там гораздо лучше!
ВАЗ 2110, 2111, 2112
                руководство по ремонту
каталог з/ч      тюнинг
Информация    Двигатель    Трансмиссия    Ходовая    Рулевое    Тормоза    Кузов    Электрика    Схемы
 

Общая информация
Тех. характеристики
Десятое семейство ВАЗ
Двигатель
Как часто менять зубчатый ремень ?
Замена охлаждающей жидкости
Как мыть двигатель
Холодный пуск двигателя
Вождение переднеприводного автомобиля
Эксплуатация в зимнее время
Трансмиссия
Ходовая
Рулевое управление
Что такое ШРУС
О выборе ШРУСов
Тормоза
Эл.оборудование
Рабочие жидкости и ГСМ
Моменты затяжки
Данные для различных настроек
Объёмы рабочих жидкостей и ГСМ
Лампочки используемые
Балансировка колёс
Шипованные шины
Боковой порез шины
Что заливаем в радиатор?
Как уменьшить расход топлива
О моторном масле
ВАЗ-2110 во Франции
Здравствуй "десятка"
Та самая "Десятка"
ВАЗ 2112 самая шустрая Lada
Сравнение ВАЗ 2110 и 2109
Балансировка колёс
Об автомаслах
Об автосвечах
Если запотевают стёкла
Проблемы впрыска
Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка
Нестандартный маршрутник
Кислородные датчики и лямбда-зонды
Газовые амортизаторы
Как купить хороший ВАЗ
О тюнинге глушителя
Доработанный ВАЗ 2110
О радиопоисковой системе угнанных автомобилей
Транспондерный иммобилайзер
Поговорим о сцеплениях
ВАЗ-2110 - скоро ли старт?
Витамины для автомобиля

Масло, которое мы выбираем


Вспомним школьное детство: ох, и сложна же была таблица умножения! Не всякому и не сразу она давалась. А лотом? Плевое дело, хоть ночью, не просыпаясь.. У взрослого дяди-автомобилиста свои «таблицы умножения» Понятно, все заучивать ни к чему, на то и справочники, но есть сведения, которые следует четко помнить и знать. К таковым, без сомнения, относится классификация моторных масел С ней положение довольно странное: разбираться в маслах хотят все. премудрость не слишком большая, пишут об этом много, а поговоришь с водителями — девять из десяти беспросветно пугаются Впрочем, что требовать с рядовых автомобилистов Недавно телевидение, включившись в благое дело просвещения, накоротке показало некие рекомендации весьма отрывочного, а местами и спорного содержания. Трудно сказать, чего они принесли больше — прояснения или замутнения голов. Ибо учить-то надо азы, а не «вариации на тему», и к этим азам приходится возвращаться вновь и вновь

Чтобы не ошибиться с выбором моторного масла, нужно знать о нем две вещи: качественный уровень и показатель вязкости. Такая информация, как говорят математики, необходима и достаточна. О ней и поговорим.

Нормативы вязкости моторных масел по классификации SAE

(прочерк означает отсутствие нормы)

Класс вязкое

5W

10W

15 W

20W

20

30

40

50

Температура замерзания. °С

(динамическая вязкость 30000 сП)

-30

-25

-20

-15

Динамическая вязкость. сП

(температура. °С)

3500

3500

3500

4500

(-25)

(-20)

(-15)

(-10)

— •

Кинематическая вязкость при температуре 100°С. сСт:

не менее

3.8

4.1

5.6

5.6

5.6

9.3

12.5

16.3

не более

' 9.3

12.5

16.3

21.9

Без особой теории понятно, что масло не должно быть ни слишком жидким, ни слишком густым. Жидкое масло создает непрочную пленку, которая легко разрушается, выдавливается из зазоров

между работающими деталями, после чего трение идет почти всухую. Густое масло плохо «прокачивается», затрудняет циркуляцию в системе. Для моторов наших нынешних автомобилей оптимальным следует считать масло с вязкостью 12—14 сСт при температуре + 100°С.


Сказанное, однако, относится к полностью прогретым двигателям. А при пуске, да еще на лютом холоде, требование другое: чем жиже, тем лучше, поскольку в застывшем масле коленчатый вал не провернуть никакими силами. Но чудес не бывает, и масло, которое вполне устраивает нас в прогретом моторе, безнадежно застынет уже при — 15 °С. Такие сорта существуют (например, жигулевское М12Г1), их называют летними, поскольку зимой даже в умеренном климате с этим маслом не поездишь. Есть и жидкие, так называемые зимние сорта, обеспечивающие пуск при морозе до 25—30 °С; в горячем моторе они елееле «натягивают» приемлемую вязкость (примером служит жигулевское масло М8Г1 с вязкостью 8 сСт при +100 °С). Во время летней жары с такой смазкой можно нажить неприятности. Ну, а заменять моторное масло при каждой смене сезона — тоже удовольствие небольшое.

Выход найден в применении так называемых всесезонных масел. Для этой цели берут достаточно жидкое масло, обеспечивающее хороший пуск на холоде, и добавляют в него специальный полимерный загуститель (полиметакрилат, полиизобутилен и др.). При низких температурах эта добавка никак себя не проявляет, а при нагреве она увеличивает вязкость масла. Получается, что в непрогретом моторе как бы работает зимнее масло, а в прогретом — летнее. Разумеется, в разных сортах и вязкость основы, и интенсивность действия загустителя может быть разной. Разобраться в этом помогают обозначения на этикетке товарного продукта.

Преимущественное распространение во всем цивилизованном мире получила система обозначений, разработанная SAE — авторитетной и влиятельной американской организацией, название которой можно перевести как «общество инженеров-автомобилистов». Принятые ей нормативы вязкости приведены в табл. 1. Буква W (winter — зима) ставится в обозначениях зимних сортов, у летних никакой буквы нет.

Всесезонное (специалисты говорят «загущенное») масло имеет как бы двойную маркировку: после букв SAE сначала следует «зимний» показатель (именно так это масло ведет себя на холоде), а затем — «летний» (так масло выглядит при +100 °С). Между двумя обозначениями обычно ставят черточку или знак дроби, а иногда и вовсе ничего.

У нас до последнего времени была собственная система обозначения вязкости. В принципе она не лучше и не хуже, главное — своя, не как у всех. Это было терпимо, пока жили за «железным занавесом» а теперь от такой самостоятельности одни неудобства. Поэтому принято единственно верное решение — перейти на зарубежную систему, что сейчас и происходит. Пока же на этикетках чаще всего проставляют вязкость и по ГОСТ, и по SAE, — кому что понятнее. Соотношение этих маркировок приведено в табл. 2.

В качестве рекомендации можно сказать, что из наиболее распространенных сортов товарных масел в местностях с суровой зимой следует предпочесть SAE 10W-30, в условиях умеренного климата — SAE 15W-40. Это обычные масла, приготовленные на минеральной основе (т. е. из нефти). Появившиеся не так давно синтетические масла (несколько слов о них мы скажем ниже) имеют более широкий диапазон вязкости, поэтому, ска жем, сорт SAE 10W-40 будет равно пригоден во всех условиях.

Ориентировочное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ 17491.1-85 и системе SAE

гост

З3

43

53

63

6

8

10

12

14

16

20

З3/8

43/6

4з/8

4з/10

53/10

53/12

53/14

63/10

63/14

SAE

5W

10W

15W

20W

20

20

30

30

40

40

50

5W20

10W-

20

10W20

I0W30

15W30

15W30

15W40 j

20W30

20W40

Классификация качественного уровня моторных масел по API

Для бензиновых двигателей

Обозначение

Применение

SC

Для конструкций, поставленных на производство в 1964-67 годах

SD

Для конструкций 1968-71 годой

SC

Для конструкций 1972-79 годов

SF

Для конструкций 1980-88 годов

SG

Для форсированных моторов, производство которых начато в 1989 году и позже

Для дизельных двигателей

СС

Для средненапряженных моторов, проектировавшихся начиная с 1961 года

CD

Для напряженных дизелей, в том числе с турбонаддувом

СЕ

Для высоконапряженных дизелей, работающих в тяжелых условиях

Примечание. Указанные в таблице годы выпуска ориентированы на средний мировой уровень. Применительно к отечественным машинам такую информацию надо применять с определенной корректировкой.

Ориентировочное соответствие классов качества моторных масел по ГОСТ 17491.1-85 и системе API

гост

В

B1

В2

г

г1

Г2

API

SD/CB

SD

СВ

SE/CC

SE. SF

СС

 

УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА

Тут важно понять простую вещь: вязкость — это действительно только вязкость и не более. Вязким может быть и клей, и клюквенный кисель. Эксплуатационные возможности масла, обеспечивающие работоспособность и долговечность двигателя — это нечто иное, характеризуемое обобщенным показателем «качественный уровень». Этот уровень определяется наличием в масле специальных присадок — противоизносных, противозадирных, моющих, антиокислительных и многих других. Содержание таких присадок может доходить до 25 %, а иногда и еще больше. Их наличие, понятно. повышает цену масла, но еще больше — его потребительскую ценность. Последнее можно определить по соответствующей маркировке.

Международным языком стала квалификационная система, предложенная в свое время Американским нефтяным институтом (American Petroleum Institute, сокращенно API), поэтому буквы API на этикетке предшествуют символам класса качества. А их всегда два: шкала S, соответствующая использованию данного масла в бензиновом двигателе. и шкала С — в дизельном. Ступени качественного уровня обозначаются латинскими буквами, начиная от А, при этом классы А и В — давно пройденный этап и упоминать их сегодня нет смысла. Последующие ступени приведены в табл. 3, а сопоставление их с нашей отмирающей системой по ГОСТ — в табл.4.

Существуют и другие системы оценки качественного уровня — например, ССМС (Комитет изготовителей автомобилей в странах европейского общего рынка), а также собственные шкалы некоторых фирм и военных ведомств. но все они носят локальный характер и не «тянут» на статус международной маркировки. Таковой пока остается маркировка API, которая должна присутствовать на этикетке любого товарного продукта. По этой квалификации высшим на сегодня является класс G. однако со временем, без сомнения, появятся и более высокие. Предела совершенствованию в технике нет.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВЫБОРЕ

Все масла сколько-нибудь серьезных фирм сдали трудные экзамены и получили соответствующую международную сертификацию. Поэтому нет смысла гадать, что лучше: Shell, Mobil или. скажем, Castrol. Какова маркировка по SAE и API. такое и масло. Из отечественных продуктов сертифицированы Уфалюб и Рексол. Кстати, цена их на нашем рынке намного ниже, чем у именитых привозных. поэтому такая покупка весьма выгодна. Другие отечественные масла сертификатов пока не имеют, поэтому в смысле тщательности изготовления тут, как говорится, «возможны варианты».

При выборе масла надо исходить из следующих принципов.

* Чем выше вязкость при + 100 °С, тем лучше: угар масла будет меньше. Вязкостгь при низкой температуре должна быть такой, чтобы обеспечивался зимний пуск мотора в вашей климатической зоне (если, конечно, вы ездите зимой).

Что касается качественного уровня, то с ним все просто: чем выше — тем лучше, если цена позволяет вам побаловать свой мотор высококачественным «кормом». Но он не может быть ниже того, что сказано в инструкции к автомобилю.

В заключение — о «синтетике». Это прекрасный смазочный материал со многими недостижимыми прежде достоинствами (в первую очередь — увеличенный в несколько раз срок службы). Единственное, что сдерживает его победное наступление, — высокая цена. Кстати, на этикетке такого масла всегда есть специальное указание о его синтетическом «происхождении».

А. МОИСЕЕВИЧ