ВАЗ 2110, 2111, 2112
руководство по ремонту |
каталог з/ч тюнинг |
Информация Двигатель Трансмиссия Ходовая Рулевое Тормоза Кузов Электрика Схемы |
Общая информация Тех. характеристики Десятое семейство ВАЗ Двигатель Как часто менять зубчатый ремень ? Замена охлаждающей жидкости Как мыть двигатель Холодный пуск двигателя Вождение переднеприводного автомобиля Эксплуатация в зимнее время Трансмиссия Ходовая Рулевое управление Что такое ШРУС О выборе ШРУСов Тормоза Эл.оборудование Рабочие жидкости и ГСМ Моменты затяжки Данные для различных настроек Объёмы рабочих жидкостей и ГСМ Лампочки используемые Балансировка колёс Шипованные шины Боковой порез шины Что заливаем в радиатор? Как уменьшить расход топлива О моторном масле ВАЗ-2110 во Франции Здравствуй "десятка" Та самая "Десятка" ВАЗ 2112 самая шустрая Lada Сравнение ВАЗ 2110 и 2109 Балансировка колёс Об автомаслах Об автосвечах Если запотевают стёкла Проблемы впрыска Перегрев двигателя из за крышки расширительного бачка Нестандартный маршрутник Кислородные датчики и лямбда-зонды Газовые амортизаторы Как купить хороший ВАЗ О тюнинге глушителя Доработанный ВАЗ 2110 О радиопоисковой системе угнанных автомобилей Транспондерный иммобилайзер Поговорим о сцеплениях ВАЗ-2110 - скоро ли старт? Витамины для автомобиля | Озверевшая "Десятка"Тишину осеннего леса, окружающего динамометрическую дорогу Дмитровского автополигона, прорезал свистящий шум несущегося автомобиля. «Хороший ход, где-то под двести», — отметил кто-то из нас. Через пару секунд нарушитель спокойствия пронесся мимо нас. И мы не поверили глазам своим: хотя асфальт этой дороги привык к скоростям и побольше, чем 200 км/ч, но на этот раз он стелился под колеса вазовской «десятки»! Черт возьми, что за мотор позволил этой машине преодолеть двухсоткилометровый рубеж скорости, доступный далеко не каждой иномарке? Во всем мире уже стала привычной тесная родственная связь между серийными и спортивными машинами. Например, модельный ряд автомобилей Subaru Impreza венчает самая заряженная и дорогая версия Inpreza GT turbo. Именно на ее базе специализированная английская фирма Prodrive строит спортивный снаряд Subaru Impreza 555 для участия в чемпионате мира по ралли, причем в соответствии с правилами омологации нужно использовать серийные кузов, блок цилиндров двигателя и сохранить основные геометрические параметры подвески. Польза — как минимум двойная: для модели Impreza создается «боевой» имидж, а автомобилисты получают возможность купить выпушенный ограниченной серией, необходимой для омологации, автомобиль «почти как у МакРея». Похожая ситуация — с автомобилями Toyota Celica GT-4, Ford Escort Cosworth... Но в то, что подобный проект может быть реализован у нас в России, кажется, не верил никто. И все же промчавшийся по динамометрической дороге со скоростью 205,9 км/ч черный ВАЗ-21106 убеждает в обратном. ЭТО ВОЗМОЖНО! Инициаторами проекта стали сотрудники из конструкторско-экспериментального отдела НТЦ ВАЗ и тольятгинской фирмы Мега-Лада. Идея, возникшая два года назад, звучала так: создать спортивный автомобиль на базе «восьмерки», подготовленный по группе А раллийной формулы F2 (это автомобили с двигателем рабочим объемом до 2000 куб. см без наддува), а для омологации выпустить тиражом 2500 экземпляров коммерческую версию машины (для продажи на рынке). Это необходимое условие допуска к соревнованиям. Решение взять за основу «десятку» пришло чуть позже, но суть от этого не изменилась. Было очевидно: чтобы создать хороший автомобиль. надо обращаться к зарубежной специализированной фирме высочайшего класса. Партнером проекта выбрали английскую фирму Motor Sport Developments (MSD), инженеры которой готовили к кольцевым гонкам серии STW автомобили Honda Accord. Работа пошла параллельно по двум направлениям: нужно подготовить и спортивный, и коммерческий автомобиль. Над выбором мотора пришлось подумать. Ведь отечественного двухлитрового двигателя нет. а значит, нужно адаптировать к «десятке» импортный мотор. А это задача не из элементарных. Рассматривали предложения фирм Peugeot, Nissan, Toyota, но в конце концов остановились на двигателе Opel С20ХЕ. Этот двухвальный 16клапанный мотор мощностью 150 л. с. с 1988 по 1994 год устанавливали на модели Kadett, Astra, Calibra, Vcctra, а теперь он очень популярен среди спортсменов. Его используют и на «формулах», и на раллийных машинах — двигатель изначально проектировался с учетом возможной форсировки, и резервы основных деталей (блока, коленчатого вала) позволяют «снять» с двух литров рабочего объема до 300 л. с. Конечно. нужны специальные поршни, шатуны и головка блока... Очень важно и то, что опелевский двигатель очень удачно вписался в подкапотное пространство «десятки» с высоко расположенной рейкой рулевого механизма. Но это далеко не все. Даже для коммерческой версии. которая получила название ВАЗ-21106, имплантацией одного мотора дело не ограничилось. Покупать пришлось силовой агрегат со всеми потрохами: мотор, пятиступенчатую коробку передач с механизмом переключения, внутренние шарниры приводов, систему выпуска, электронную систему управления зажиганием и распределенным впрыском, электробензонасос, вентилятор радиатора (сам радиатор — «родной»), насос гидроусилителя... Многие эти детали нужно было закупать в разных местах (к примеру, коробки передач — в Японии), а потому тольяттинцам проще было поручить это спецам из MSD. А сами они занялись конструкцией кузова и подвесок. Договор с англичанами на постройку опытных образцов был подписан весной этого года, а в сентябре у вазовцев оказались уже три готовые машины. Спортивные сразу отправились на тренировки, а первая опытная коммерческая машина — на подмосковный Дмитровский полигон для испытаний и доводки Сиденья Recaro, кожаный руль и рычаг КПП Opel дополнили картину интерьера «десятки». Спортивную цифроаналоговую комбинацию приборов на центральной консоли вазовцы установили на время испытаний Здесь-то мы и «пощупали» этот автомобиль, и поездили на нем. «ДЕСЯТКА» ВОЗМУЖАЛА Нет. эту машину уже никто не назовет «беременной антилопой»! Автомобиль теперь в отличие от обычной «десятки» крепко стоит на сильных «ногах» — шинах Gislavcd Speed размерности 195/60 R15. Новые пластиковые детали «обвеса» — бамперы, накладки на порогах, «жабры» вентиляции на капоте вместе с раздувшимися передними и задними колесными арками придают «сто шестой» боевой, агрессивный вид. А пятиспицевые кованые легкосплавные диски московской фирмы Авиатехнология удачно подчеркивают изменения в облике машины. Но это не просто легкая «косметика»! Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть под автомобиль. Снизу под моторным отсеком появился мощный подрамник, сваренный из прямоугольного профиля и болтами прикрепленный к кузову. На нем установлен силовой агрегат и рычаги передней подвески — тоже сварные из труб, а крепятся они через резинометаллические шарниры от Audi 100. Передние пружины изготовили специально для «сто шестой», а амортизаторы сделали из серийных, доработав и подняв давление до 6 атм. Другая геометрия подвески потребовала изменений в конструкции кузова. Чашки опор передних стоек сместили вперед и наружу, крылья сделали «дутыми», сместили точки крепления балки заднего моста. Она, кстати, оставлена стандартной, а колеса крепятся к тормозным барабанам через проставки. Задние амортизаторы — Monroe Gas-Matic. Тормоза на машине пока «технологические», но в будущем сзади появятся дисковые тормоза, а спереди уже сейчас стоят мощные 14-дюймовые вентилируемые диски. Открываем капот. До чего же непривычно здесь смотрится яркий кожух опелевского мотора! Он установлен очень плотно и словно облизывает левый лонжерон длинным поликлиновым ремнем привода генератора, помпы и насоса гидроусилителя. Шланги в металлической оплетке тянутся к бачку с надписью ZF — эта немецкая фирма помогала ВАЗу в разработке гидроусилителя, а создатели «сто шестой» подкорректировали его параметры. Преодолевая сопротивление двух газовых упоров, захлопываем капот и садимся в машину. Картину «десятого» салона дополнили сиденья Recaro с тканевой обивкой, небольшой кожаный руль и опелевский рычаг переключения передач. Остается пристегнуться четырехточечными ремнями безопасности — и поехали! ЦЕЛЬНАЯ НАТУРА Да, двухлитровый Opel — это посерьезней, чем обычные тольяттинские моторы! Разгон с места до скорости 100 км/ч занимает чуть меньше десяти секунд, и это — с «длинной» главной парой с передаточным отношением 3,42. Инженеры уверены, что с трансмиссией «покороче» (есть еще вариант коробки передач с главной парой 3,7) «сто шестая» при разгоне до 100 км/ч сможет уложиться в 9 секунд. А рубеж в 200 км/ч — уже не проблема. Как же ведет себя озверевшая «десятка» на таких скоростях? Весьма уверенно и на удивление цельно! И вообще — автомобиль стал совсем другим: собранным, подтянутым, мускулистым. Когда машина уверенно держит курс, а на цифровом спидометре, который инженеры приладили для точности показаний, мелькают цифры 160, 170, 180, невольно забываешь, что это отечественный автомобиль, а не иномарка. Вялые, размазанные реакции «десятки» здесь напрочь исчезли, оставив в напоминание о себе разве что невысокую чувствительность рулевого управления — впрочем, вполне уместную на больших скоростях. В поворотах «сто шестая» надежно цепляется за дорогу широкими шинами, а в скольжение переходит плавно и ведет себя «по-переднеприводному» понятно, предсказуемо, обладая легкой недостаточной поворачиваемостью с отличной реакцией на сброс газа. А двухлитровый, мотор с басовитым урчанием играючи вытягивает автомобиль из заноса. Нет сомнений, что «сто шестая» будет желанной машиной для активных водителей, которым к тому же не чуждо чувство патриотизма. ПЕРВАЯ ЛАСТОЧКА? Мы частенько пишем о необычных автомобилях, доделанных и переделанных умельцами, спортсменами или тюнинговыми фирмами. С одной стороны, «сто шестая» чем-то похожа на них — измененный кузов, «чужой» двигатель, «на коленке» изготовленная подвеска. И все же эта машина — первая ласточка, свидетельствующая о реальных переменах в российском автомобильном мире. Можно даже сказать, первый орел! Или, если заменить одну букву, Opel... Ведь это первый проект международного уровня, реализуемый заводом-изготовителем с привлечением серьезной спортивной фирмы. Конечно, перед создателями стоит масса проблем. Помимо чисто инженерных, связанных с конструктивными доработками, есть и экономические. Нужно организовать доставку комплектующих, сборку, добиться приемлемой себестоимости автомобилей, обеспечить их запчастями и сервисом. Да и продавать такие машины надо уметь. ВАЗ-21106
Десятка совсем озверела Появление на спортивных трассах автомобилей ВАЗ-21106-27, разработанных совместно с фирмой MSD (отделением GM EuroSport), безусловно, станет событием будущего года. Англичане уже продали в Россию около десятка раллийных машин Vauxhall (Opel) Astra и Corsa, поддерживают на этапах Чемпионата мира по ралли команду Газпрома, а вот теперь стали соавторами первого отечественного спортивного автомобиля мирового класса. Кузовом этой машины и направляющими элементами подвески занимались спортивные инженеры из НТЦ ВАЗ, а силовым aгpeгатом, шарнирными соединениями подвески и специальным оборудованием заведовали разработчики MSD. От обычной «десятки» здесь остались «рожки да ножки», а вернее, только «рожки» — некоторые кузовные детали и остекление. «Ножки», то есть геометрию и точки крепления элементов подвески, а также и блок цилиндров Opel в соответствии с правилами омологации позаимствовали со «сто шестой» машины. Кузов, как полагается, усилен и облегчен, никакой шумоизсшяции — каждый килограмм на счету! Под капотом — двухлитровый двигатель Opel в спортивной версии, форсированный пока до 230 л. с. Металлокерамическое сцепление АР передает внушительный крутящий момент на шестиступенчатую КПП Xtrack, а гонщик переключает передачи последовательно вверх-вниз рычагом, управляющим гидроприводом механизма переключения. Коробка с дифференциалом повышенного трения стоит сбоку и позади двигателя — такая компоновка позволяет получить приводы равной длины. Шарниры приводов и ступицы с подшипниками взяты от спортивного Opel Astra группы А, тормоза — вентилируемые диски и суппорта АР, «ручник» — с гидроприводом. Подвеска, как водится, сооружена из сварных стальных рычагов, корпусов стоек и задней балки, соединенных жесткими шарнирами, и имеет все возможности для точной настройки — регулируются высота опоры пружин, которые можно составить из двух для получения прогрессивной характеристики, и усилие сжатия и отбоя гоночных однотрубных амортизаторов Proflex. Два таких прототипа, построенные на MSD, успешно прошли испытания на фирме и прибыли в Тольятти — в будущем года мы увидим их «в бою». Пока вазовские гонщики «прикатываются» к этим вконец озверевшим «десяткам», инженеры НТЦ уже прикидывают возможность установки на свое детище трехсотсильного двигателя и полноприводной трансмиссии. Вот это будет аппарат! Ситуацию осложнило недавнее убийство в Тольятти одного из инициаторов проекта — Алика Гасанова, гонщика и владельца фирмы Мега-Лада, где планировалось наладить сборку машин. Убийство, судя по почерку, заказное... Если, несмотря на все трудности, реализация проекта пойдет по плану, то в России должны быть проданы как минимум 2500 «коммерческих» машин ВАЗ21106 по цене около $20000, причем, возможно, в двух вариантах исполнения. Один — для любителей активной езды, с «короткой» главной парой и «мускулистой» энергоемкой подвеской. Второй — более комфортный, с подвеской помягче и со всяческими «экстрами» типа кондиционера, кожаной обивки салона и электростеклоподъемников. Ну и, конечно, сами спортивные автомобили ВАЗ21106-27 с форсированными до 230—300 л. с. моторами, гоночными 6-ступенчатыми коробками Xtrack и спортивной подвеской. На этом наше знакомство с уникальными версиями «десятки» не заканчивается. Вскоре мы расскажем вам о наших впечатлениях о «боевой» машине, которую сейчас «объезжает» Александр Никоненко, и, конечно же, будем следить за судьбой «коммерческого» автомобиля ВАЗ-21106 по мере его приближения к покупателям. А Диваков Л. Голованов |